(как помочь выпускнику школы понять себя и выбрать профессию)
-
Проблемная ситуация: Старшие классы – это время выбора жизненного пути, первые шаги к реализации мечты о профессии. Всем известно, что неверный выбор ВУЗА выпускниками школ ведет к низкой успеваемости, потере государственных и родительских денег, а зачастую и интереса к жизни. Многие подростки и их родители (на них и лежит бремя ответственности за судьбу юного человека) находятся в нерешительности относительно профессиональной ориентации молодой личности.
Их мучают вопросы:
Каков комплексный портрет личности молодого человека (темперамент, умственные способности, креатив, жизненная активность, коммуникативные навыки и т.д.)?Есть ли лидерский потенциал?Каковы сильные стороны и таланты молодой личности?Где зоны развития, линии противоречий, мешающие достигать профессионального успеха?Как видят развитие молодого человека в будущем представители близкого окружения (родители, учителя, одноклассники)?Каковы склонности человека к различным профилям образовательной деятельности?Каковы профессии, способствующие раскрытию большего числа сильных сторон личности молодого человека?На помощь молодому человеку и его родителям – Профориентатор (комплекс социально-психологических методик диагностирования личности и ее окружения).
-
Профориентатор – это комплекс методик социально- психологической диагностики личности, включающий несколько разноплановых (контактных и бесконтактных) аналитических методов, таких как графологический анализ, дермоглифика, социометрия, деловые игры и глубинные интервью.
Цель: Создать социально-психологический портрет и выработать рекомендации по профессиональной реализации каждого учащегося
Данная цель была реализована через следующие исследовательские задачи:
Задача 1: Создать комплексный социально-психологический портрет (по 50 шкалам);
Задача 2: Выявить наиболее сильные личностные качества личности;
Задача 3: Определить слабые, недостаточно развитые зоны характера, зоны противоречия;
Задача 4: Сравнение самооценки черт характера учащегося с мнением окружения (родители, учителя, одноклассники);
Задача 5: Выработать рекомендации по профессиональной реализации.
-
Весь комплекс методов программы Профориентатор направлен на построение социально-психологического портрета школьника и его профессиональные склонности.
Однако, надо отметить, что разумнее всего использовать в диагностике все этапы, включающие работу с классом, учителями и родителями.
Поэтому групповое участие большей части класса (от 15-30 человек) в проекте является необходимым условием.
-
Мясникова Дарья – руководитель проекта, к.с.н., аналитик, автор методик «ГрафПочерк», социометрическая диагностика личности «СОЛ».
Дубровская Екатерина – тренер-психолог, преподаватель кафедры Управления персоналом и психологии УРФУ, член Ассоциации психоаналитиков.
Емельянова Елена Владимировна – координатор проекта, преподаватель кафедры теории менеджмента УРФУ, бизнес-тренер.
Кулешов Александр Сергеевич – программист, соавтор программы «СОЛ».
Чуваков Александр – эксперт по дермоглифике, собственник бизнеса по услугам психодиагностики «Генетик-тест».
-
(группой аналитиков предлагается именно такая последовательность этапов для наилучшего результата каждой последующей методики):
1. Этап. Диагностирование (без взаимодействия в группе) программными продуктами.
Цель: диагностирование социально-психологических качеств каждого ученика по 50 шкалам, включая профессиональные склонности.Методы:- Дермоглифика (анализ отпечатков пальцев)
- (подробнее о методе: http://genetic-test-ural.ru/)
- Социометрия (взаимные оценки одноклассников)
- (подробнее о методе: http://lesnisa.com/социометрическая-оценка-личности-и-коллектива-(методика –«сол»).html)
- Графология (анализ почерка и подписи)
- (подробнее о методе:
- http://lesnisa.com/графологический-анализ.html)
Сроки: Работа с классом – 2-3 дня. Аналитика – 15-20 дней2 Этап. Диагностирование социальные ролей и коммуникационных способностей (контактный метод).
Цель: диагностирование неформальной структуры коллектива, выявление лидеров, социальных статусов и ролей каждого ученика в групповой динамике.Метод:Деловая игра «Моя команда»Сроки: Работа с классом – 3-4 часа. Аналитика – 3 дня3. Этап. Сбор мнений о профессиональных склонностях и способностях выпускника.
Цель: Изучение мнений близких людей (родителей, одноклассников, учителей) о способностях, ценностях, целях и склонностях ученика.Метод:- Интервью с учащимися
- Интервью с учителями
- Интервью с родителями
Сроки: Работа с интервьюируемыми (30-40 минут на каждого человека, расчет 45 человек (20 учеников, 20 родителей, 5 учителей)) – 30 дней. Аналитика – 20 дней.4 Этап. Подготовка результата диагностирования с разработанным социально-психологическим портретом и рекомендациями выбора профессионального пути выпускника.
Цель: Сформировать альбом – ПРОФОРИЕНТАТОР для каждого ученика, сформировать отчет о структуре класса (лидерах, социальных статусах, подгруппах, изгоях и т.д.) для классного руководителя.Метод:Аналитическое конструирование и печать альбомов «Профориентатор» (на основании результатов всех примененных методик с графиками, шкалами и рекомендациями психологов) для каждого ученикаАналитическое конструирование и печать отчета «Профориентатор»: социально-психологические портреты и профориентация учащихся класса» (на основании результатов всех примененных методик с графиками, шкалами и рекомендациями психологов по работе с каждым учеником: раскрытию его внутренних талантов и способностей)Сроки: Подготовка печатных материалов – 15 дней.5. Этап. Деловая игра-лекция «Какие есть на свете профессии»
Цель: Информировать выпускников о разнообразии и классификации профессий, предложить сделать эмоциональный выбор.Метод:Деловая игра - лекция «Моя профессия»Сроки: Работа с классом –3-4 часа. Аналитика – 3 дня.6. Этап. Консультирование по результатам
Цель: Объяснение полученных результатов, психологическое консультирование.Метод: Индивидуальное психологическое консультированиеСроки: Работа с интервьюируемыми (30-40 минут на каждого человека, расчет 45 человек (20 учеников, 20 родителей, 5 учителей)) – 10 дней. -
Каждый родитель получает:
Индивидуальный отчет социально-психологическом портрете своего подростка, склонностях, способностях и профориентации сына(дочери), сертификат об участии в проекте. Классный руководитель получает:
Общий отчет о социально-психологических портретах и профориентации учащихся класса,
описание неформальной структуры класса и социальных ролей учеников,
рекомендации по повышению сплоченности и успеваемости коллектива.
-
Борцова Екатерина: «Проект понравился, эффективность оцениваю на 100%. Интересно, так как ребенок (сын)– подросток – это «вещь в себе». Хочется помочь, и чтобы помощь была актуальной».
Павлова Татьяна: «Общая оценка 90%. Интересно, так как ребёнок – формирующаяся личность, многого в себе еще не осознает. Родителям также полезно услышать взгляд из мета-позиции. Понятней становится, куда двигаться дальше (в выборе профессии)
Попиченко Ольга: «Оценка проекта 90%. Аргументы: иногда догадываешься про своего ребенка, но не уверен, а здесь объективные методы. Убедилась, что ребенок с лидерскими качествами, своего добьётся.»
-
Вариант 1. В полную версию проекта Профориентатор входят методы:
- Интервью с ребенком;
- Интервью с родителями;
- Интервью с учителями;
- Деловые игры;
- Дерматоглифика;
- Графологический анализ;
- Социометрия.
Стоимость полной версии:
- 15 000 рублей (для одного участника) для группы из 15 человек;
- 12 000 рублей (для одного участника) для группы из 20 человек;
- 10 000 рублей (для одного участника) для всего класса (25-28 человек).
Вариант 2. В облегченную версию проекта Профориентатор входят методы:
- Деловые игры;
- Дерматоглифика;
- Графологический анализ;
- Социометрия.
Стоимость облегченной версии:
- 12 000 рублей (для одного участника) для группы из 15 человек;
- 9 000 рублей (для одного участника) для группы из 20 человек;
- 7 000 рублей (для одного участника) для всего класса (25-28 человек).
Вариант 3. В легкую версию Профориентатор входят методы:
- Деловые игры;
- Графологический анализ;
- Социометрия.
Стоимость легкой версии:
- 10 000 рублей (для одного участника) для группы из 15 человек;
- 7 500 рублей (для одного участника) для группы из 20 человек;
- 6 000 рублей (для одного участника) для всего класса (25-28 человек).
-
Исследование можно заказать, связавшись с нашими экспертами по телефонам:
Емельянова Елена ВладимировнаКоординатор проекта ПРОФОРИЕНТАТОР, преподаватель кафедры теории менеджмента УРФУМясникова Дарья ВладимировнаНаучный руководитель проекта ПРОФОРИЕНТАТОР, кандидат социологических наук, автор методик «ГрафПочерк», «СОЛ».Профориентатор – Квалифицированная помощь в выборе профессионального пути.
Не теряйте время и деньги. Помогите своему подростку!